Как не потеряться в море начинающих IT-проектов и выбрать действительно достойные для инвестиций, рассказал Сергей Карташов (Sergejs Kartasovs) – CEO кипрской компании по управлению активами Generation Partners.

Интенсивность роста инвестиций в IT-стартапы сегодня можно сопоставить лишь со скоростью появления самих IT-стартапов. В 2020 роду рынок информационных технологий продолжает расширяться. Одной из характерных черт этого рынка является правило «мало вложений – много прибыли».

Примеров того, как относительно небольшие вклады в IT позволили получить сверхприбыль – великое множество. Хрестоматийным кейсом является студия Rovio, которая вложила в Angry Birds 100 тысяч евро. Спустя несколько лет прибыль от игры превысила 57 миллионов евро. Другой классический пример – один из первых вкладчиков Apple Майк Марккула. В 1976 году он вложил в перспективное предприятие $92 000. Взамен Марккула получил 30% акций. Уже через 4 года его актив увеличился более, чем в 2000 раз и составил больше $200 млн.

Найти самородок

Однако далеко не все подающие надежды начинания оправдывают ожидания инвесторов. Согласно статистике, не более 15% стартапов окупаются, а ещё меньше становятся стабильно прибыльными. Определение того, какие же идеи принесут прибыль – самое настоящее искусство. Для этого необходимо тщательно проанализировать огромное количество предложений, при этом зная критерии, которые помогут уже на ранних этапах с высокой вероятностью спрогнозировать будущее того или иного предприятия.

Популярные статьи сейчас
Нужно успеть: украинцам, с квитанциями за свет на руках, назвали важное условие Лишний раз не помоешься: с 1 мая поднимают цены на водоснабжение - сколько заплатим С 28 апреля и до 5 мая: "Нафтогаз" призвал потребителей осмотреть газовые счетчики Подорожает одна из критически важных коммунальных услуг: какой тариф хотят установить
Показать еще

«При выборе стартапа для инвестирования необходимо оценивать совокупность таких факторов, как страна дислокации, возраст фирмы, доход за последний год, наличие других доноров, их имена и общий объём их инвестиций. Сам продукт, который предлагают разработчики, должен быть инновационным, безусловно полезным и решать конкретную проблему в узкой сфере. Это значительно снижает уровень потенциальной конкуренции, делая товар значительно дороже», – рассказывает CEO Generation Partners Сергей Карташов.

Диверсифицировать портфель

Размеры вложений в IT-идеи, если подключаться на начальном этапе их становления, стартуют от нескольких десятков тысяч долларов. Как правило, эти вливания тратятся на организацию рабочего места и оплату труда программистов. Шансы на успех среднестатистического проекта достаточно низкие, поэтому диверсификация играет серьезную роль, поясняет CEO Generation Partners.

«Когда речь идёт о финансировании стартапов, не имеющих готового продукта или работающей бизнес-модели, а лишь приблизительный бизнес-план, стоит прибегать к диверсификации. У каждого подобного стартапа высоки шансы остаться лишь красивой идеей, однако прибыль от «взлетевшего проекта» настолько велика, что за счёт полученных дивидендов окупается совокупность всех вкладов. Но наиболее правильный вариант – вкладывать средства в проекты, у которых уже есть готовый продукт», – поясняет Сергей Карташов.

Как снизить риск

В случае, когда сумма вложений превышает $100 000, обычно рассматриваются только готовые продукты, с гораздо меньшим фактором риска и требующие лишь дофинансирования для дальнейших этапов развития. Повышению шансов на успех также способствует оценка управления стартапами – предпринимательский опыт их лидеров, аналитика их развития, бизнес-плана, наличие и сила нетворкинга, а также личные качества руководителей – их настрой, умение справляться с высокими нагрузками и переносить трудности.

«Отдельно сами по себе эти факторы имеют малую ценность, работает только их совокупность. Для их оценки применяются различные инструменты и формулы. Комплексный анализ сильных и слабых сторон стартапа позволяет с достаточно высокой точностью предугадать, как он будет развиваться в будущем», – отмечает Карташов.

Ангельские инвестиции

Отдельным видом вкладов в стартапы являются так называемые, «ангельские инвестиции». В современном мире они набирают всё большую популярность, а «бизнес-ангелы» за последние несколько десятков лет сыграли серьезную роль в становлении многих современных корпораций.

Отличительными чертами таких вложений является финансирование проектов на раннем этапе, относительная рискованность и возможность непосредственно влиять на вектор развития компании. «Бизнес-ангелы» – это своего рода меценаты, вкладывающие капитал не в искусство, а во вдохновлённые стартапы, позволяя молодым разработчикам проявить себя.

Классический пример – американский предприниматель Питер Тиль, удачно вложивший в Facebook в 2004 году $500 тысяч. Уже в 2011 году его доход, во многом благодаря акциям самой крупной соцсети мира, превысил $1,5 млрд. Кроме того, Тиль остаётся членом совета директоров компании, имея возможность влиять на развитие одной из самых знаменитых и успешных корпораций мира. Преподаватель Стенфордского университета Дэвид Черитон, вложивший в 1998 году в будущего бизнес-монстра «Google» $100 000, вряд ли подозревал, что через годы его вклад принесёт ему уже миллиард долларов.

Множество историй взлёта IT-стартапов, ставших впоследствии корпорациями с мировым именем, действительно пронизаны духом авантюризма и риска. Однако современный быстроразвивающийся мир уже успел привыкнуть к таким самородкам и нашёл закономерности в путях их становления. Слепую веру в энтузиазм разработчиков заменила кропотливая работа аналитиков, позволяющая безопасно направить инвестиции на создание новых Facebook, Apple и Google.